В чем же проявляется инициатива ребенка-дошкольника? В детских вопросах и познавательной активности, в определенной смелости и желании творить, в разнообразии личных интересов и самостоятельном выборе «Я хочу, я буду, мне нравится, я играю, я увлекаюсь, я люблю, я могу!». Очень важно поддерживать, направлять и поощрять инициативность и самостоятельность ребенка, как основополагающие компоненты развития личности.
А что показывает современная действительность? К сожалению, на практике мы, взрослые, предвосхищаем детские вопросы, даем прямые указания в деятельности, регламентируем желания и интересы ребенка временем.
Вспомним слова Самуила Маршака:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?».
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?».
Инициативный ребенок уверен в себе, в своих силах, способностях и возможностях, он самостоятельно с интересом выбирает себе вид деятельности и доводит начатое дело до конца.
К сожалению, в каждой группе детского сада имеются дети, которые затрудняются проявлять инициативу, у них наблюдается поверхностный интерес к играм, им трудно занять себя, они быстро теряют интерес к деятельности, не доводят начатое дело до конца, равнодушны к результату своего труда. В общении со сверстниками часто возникают конфликты из-за того, что им трудно договориться, поделиться игрушкой, соответствовать выбранной роли. Такие дети особо нуждаются в прямой помощи и эмоциональной поддержке со стороны взрослого (педагога-психолога, воспитателя группы, родителя).
Поддерживая детскую инициативность, побуждая к проявлению активности и самостоятельности, воспитатель увлекает ребенка интересной деятельностью. Ведь, чем шире круг интересов ребенка, чем больший опыт разнообразной деятельности он имеет, тем больше возможностей для поиска и развития его способностей.
Подбирая способы поддержки детской инициативы в деятельности, хотелось найти что-то новое и интересное, с помощью чего можно было бы не только поддержать детскую инициативу, но и раскрыть возможности и способности ребенка. Так родилась идея создания практического пособия «БУДИльник».
Простое и понятное всем русское название "БУДИльник".
Во-первых, это слово связано со словом будить, разбудить, в моём случае разбудить личность, разбудить его талант (а это одно из основных целей моей педагогической находки).
Второе значение слова "БУДИльник" связано со словами «будет», «будущее», так как я работаю с будущим нашей страны. Предполагаемый результат: воспитанники-выпускники сами станут "БУДИльниками", которые станут не только лидерами для остальной, спящей части молодежи, но и инициаторами во всех делах.
Удачи вам мои "БУДИльникИ"!!!
Использование практического пособия «БУДИльник» в поддержке и развитии инициативы детей дошкольного возраста.